Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 17 декабря 2020 г.

 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Л.ПЕТРУШЕВСКОЙ «ФОНАРИК»)  

FEATURES OF TEACHING VIEWING READING AT AN ADVANCED STAGE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN (ON THE EXAMPLE OF THE STORY BY L. PETRUSHEVSKAYA «FLASHLIGHT»)

С.О. Потягова, А.Л. Латухина

г. Нижний Новгород

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме обучения просмотровому чтению на продвинутом этапе обучения РКИ. Дается характеристика данному виду чтения, обосновывается актуальность обучения посмотровому чтению. На примере изучения рассказа Л. Петрушевской «Фонарик» в иностранной аудитории представлена система заданий на развитие навыка просмотрового чтения для каждого этапа работы с текстом: предтекстового, притекстового и послетекстового.

Abstract.   The article is devoted to the problem of teaching viewing reading at an advanced stage of rct training. the characteristic of this type of reading is given, the relevance of teaching sight reading is justified. On the example of studying the story of L. Petrushevskaya "Flashlight" in a foreign audience, a system of tasks for developing the skill of viewing reading for each stage of working with the text: pre-text, text and post-text is presented.

Ключевые слова: просмотровое чтение, Л. Петрушевская, читательская компетентность, русский язык как иностранный.

Keywords: viewing reading, L. Petrushevskaya, reader's competence, Russian as a foreign language.

 

Одним из наиболее важных аспектов обучения иностранных студентов русскому языку в университете является развитие способности читать аутентичные тексты. Студенты взависимости от коммуникативных задач осваивают различные типы чтения: просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее [2; 3; 4; 5; 1]. Но именно просмотровое чтение становится домининирующим при диагностике сформированности иноязычной читательской компетенции у студентов. Следует отметить, что владение навыками указанного типа чтения во многом зависит от развития навыков детального изучающего чтения. Специфика работы с текстом, предназначенным для просмотрового чтения, рассмотрена в исследовании Е.А. Седовой [6].  

Навыки работы просмотрового чтения необходимы для выполнения заданий,  представленных в учебниках РКИ, предусматривающих озаглавливания текстов, определение основной мысли высказывания. Навыки просмотрового чтения требуются в том случае, когда учащийся получает общее представление о содержании текста. Если в основе упражнения лежит художественный текст, следует «обратить внимание на средства выразительности (например, какую роль в описании играют имена прилагательные, глаголы; с чем связано изменение порядка слов и т.д.)» [1, c.16].

Просмотровое чтение характеризуется как быстрое, выборочное. Этот тип чтения требует высокого уровня знания грамматики, лексики, углубляющей содержание текста, развитой способности предсказывать сюжет, хорошей скорости чтения и умения преодолевать языковые трудности [7, с. 27]. Все эти навыки владения русским языком должны быть сформированы у инофонов на уровне В2.

Просмотровое чтение предполагает чтение текстов без обращения к словарю. Следует акцентировать внимание не том, что оно предусматривает поиск только основной информации, беглое чтение, опущение деталей предлагаемого текста, а также игнорирование незнакомых слов [7, с. 27]. При данном виде чтения у иностранного студента должно сформироваться общее представление о содержании отрывка по заголовкам, отдельным абзацам и предложениям.

К особенностям обучения просмотровому чтению относятся такие требования:

– выбранный текст должен быть относительно коротким (примерно три-четыре страницы художественного текста; пол-листа - листа формата А4 для текстов научного и официально-делового стиля);

– текст с точки зрения содержания должен быть ориентирован на зону ближайшего развития студентов, их интересы и потребности;

– преподаватель должен ориентироваться на актуальный уровень овладения русским языком группой учащихся: и с точки зрения грамматики, и в отношении лексики [7]. 

В данной статье мы рассмотрим вариант работы с художественным текстом – рассказом современной писательниц Людмилы Петрушевской «Фонарик». Выбор данного текста обусловлен тем, что, во-первых, Людмила Петрушевская – одна из популярных и востребованных писательниц современной литературы, но ее произведения не изучаются в рамках зарубежной литературы в других странах. Во-вторых, студентам будет полезно познакомиться с творчеством современных российских авторов в рамках развития лингвокультурологической компетенции. В-третьих, короткие рассказы Л. Петрушевской привлекают многих читателей своей необычностью, занимательностью сюжета, и, в то же время, простотой языка. 

В современной методике обучения РКИ принято выделять три основных этапа работы с текстом. 

Предтекстовый этап. Данный этап предполагает работу с названием текста. В ходе просмотрового чтения художественного текста студенту можно задать следующие вопросы, предъявить такие упражнения:

1.             Заглавие рассказа Л. Петрушевской – «Фонарик». Что такое фонарик? Для чего он нужен? Скажите, о чём, на ваш взгляд, пойдёт речь в художественном произведении.

2.             Переведите название рассказа на родной язык и ответьте на вопросы: можно ли предположить, что речь пойдёт о человеке? Есть ли что-то таинственное в названии?

3.             Уточните по словарю значение слова «фонарь» и скажите, какое значение имеет суффикс -ик-?

4.             Посмотрите на заглавие рассказа ещё раз и подумайте, с чём оно ассоциируется у вас. 

5.             Соотнесите заголовок и текст. Предположите, о каких событиях может идти речь в произведении? Просмотрите текст на предмет этих событий. 

Составьте предварительное мнение о рассказе. 

Художественное своеобразие текста раскрывается на последующих этапах.

Притекстовый этап. На указанном этапе предполагается работа с основным содержанием текста. Перед просмотровым чтением дается методическая установка: «Прочитайте текст, постарайтесь понять его содержание».  Далее могут быть предложены такие упражнения:

1.             Прочитайте первые четыре абзаца текста «Фонарик» и сопоставьте его содержание со своими предположениями о главной мысли текста.

2.             Просмотрите текст, постарайтесь понять его содержание. Определите, о чем говорится в тексте. 

3.             Назовите явления, процессы, описанные в тексте.

4.             Всё ли вам понятно? 

5.             Пробегите глазами текст до конца, сопоставьте содержание с предположением о теме рассказа.

6.             Скажите, выражена ли тема в заглавии текста? Почему трудно угадать, о чём текст, ориентируясь только на название?

Послетекстовый этап. На данном этапе студент делает выводы о том, какие герои действуют в тексте, какой сюжет у художественного произведения. После этого предполагается выход на проблематику текста, применение знаний из лингвокультурологии. Возможно включение ряда творческих упражнений по просмотренному тексту: составление диалога по обсуждению  текста, написание эссе о прочитанном, выполнение кейсовых заданий.

Приведем примеры упражнений, контролирующих понимание просмотренного текста:

1.             Придумайте несколько вопросов по тексту рассказа и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на вопросы сами. Например, скажите, какую, по вашему мнению, цель ставила перед собой Л. Петрушевская, не называя имена героев? Почему только у бабушки Поли есть имя?

2.             Что вы думаете о героях рассказа? Как относится к ним автор? Приведите примеры из текста.

3.             Какие детали в тексте вам запомнились?

4.             Выскажите мнение о прочитанном. Для этого мысленно задайте себе вопрос: «О чем повествуется в рассказе Л. Петрушевской «Фонарик»?» Порассуждайте о мистической составляющей данного произведения.

5.             Установите, какая проблема затронута в художественном произведении.

6.             Придумайте свое заглавие текста.       

7.             Подумайте, как вам может пригодиться опыт чтения этого художественного произведения? 

8.             Решите, необходимо ли вам более детально ознакомится с рассказом, уточнить какие-либо детали, или прочитать его ещё раз.

В ходе формирования навыка просмотрового чтения на примере текстов художественной литературы следует останавливаться также на «подсказках» к содержанию в виде картинок, иллюстраций, если они сопровождают текст. При работе с рисунками можно предложить такие упражнения: посмотреть иллюстрации и придумать заглавие к тексту, сформулировать вопросы к изображениям в книге.

Таким образом, в рамках обучения чтению студентов-инофонов на уроках русского языка на уровне В2 необходимо развить следующие умения:

– прогнозировать тематику текста по заголовку, иллюстративному материалу;

– бегло просмотрев текст, рассказать, о чем он, определить его тематику, проблематику;

– выявить самые общие сведения, которые соотносят данный текст с определенной областью знания. Например, для художественного произведения – герои, сюжет, идея; 

– выделить фактическую информацию, и, ориентируясь в структурно-композиционном построении текста, подчерпнуть наиболее важные сведения, а второстепенные – опустить;

– определить соответствие текста интересам читающего, уметь оценить содержащуюся в тексте информацию с точки зрения ее актуальности.

Таким образом, данное исследование демонстрирует возможности формирования навыков просмотрового чтения на примере работы с художественным текстом. Традиционно в преподавании РКИ просмотровое чтение тренирует навык работы с научными текстами (например, при знакомстве с оглавлением учебника, монографии, сборника статей). Цель такой работы с художественными текстами – научить иностранных студентов быстро читать несложные аутентичные тексты разных типов, как можно более полно и точно понимая содержание на основе его разностороннего восприятия. При этом, нужно понимать, что губокое понимание текста возможно лишь при соединении просмотрового и изучающего чтения на занятиях РКИ.

Список литературы

1.             Березовская Я. Л., Шарафутдинова О. И. Русский язык как иностранный: Чтение: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. 135 с.

2.             Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с. 

3.             Кулибина Н. В. Методика лингвострановедческой работы над

художественным текстом. М.: Рус. яз., 1987. 148 с. 

4.             Ощепкова Т. В. Приемы обучения различным видам чтения// Иностранные языки в школе. 2005. № 3. С. 14-21.

5.             Ревякина Т.Л., Щур В.В., Федотова Н.В. Чтение как аспект обучения на занятиях по РКИ // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2013. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-aspekt-obucheniya-na-zanyatiyah-po-rki (дата обращения: 16.12.2020).

6.             Седова Е. А. Особенности обучения просмотровому чтению студентов нелингвистического вуза // Молодой ученый. 2016. №. 8. С. 1026-1028. 

7. Третьякова И. В., Верещагина Ю. А. Обучение ознакомительному чтению как лингводидактическая проблема // Дневник науки. 2020. №.1. С.27- 34.


Латухина Анна Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия.

Потягова Светлана Олеговна, магистрат I курса профиль подготовки «Преподавание русского языка как иностранного», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический универс...