ВОЛГА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ В ИЗОБРАЖЕНИИ А. САВРАСОВА: ВЕРБАЛЬНЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
VOLGA AS A NATIONAL IMAGE OF RUSSIA IN THE IMAGE OF A. SAVRASOV: VERBAL AND VISUAL LEARNING TOOLS IN THE CLASSES ON RFL
Ильченко Н.М., Худайбердиева Д.
г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье рассматривается роль Волги как национального образа в восприятии русских людей и отражение этого представления в живописи (на примере картины А. Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»). Показывается организация работы на занятии по «Страноведению России» с иностранными студентами через изучение городского пространства, образа места. Отработка говорения на страноведческом материале с включением методических приемов аудирования и визуализации изображений реки Волги, связанной, в том числе, и с Нижегородским краем, определяет решение объемного комплекса задач, обусловленных формированием и укреплением языковой компетентности ученика-иностранца. Такой подход позволяет совершенствовать устную речь, расширять словесный запас, а также повышать уровень эстетического развития.
Annotation. The article examines the role of the Volga as a national image in the perception of Russian people and the reflection of this idea in painting (by the example of A. Savrasov's painting "The Pechersky Monastery Near Nizhny Novgorod"). Shows the organization of work in the lesson on "Regional Studies of Russia" with foreign students through the study of urban space, the image of the place. Practicing speaking on regional material with the inclusion of methodological techniques for listening and visualizing images of the Volga River, connected, among other things, with the Nizhny Novgorod region, determines the solution of a voluminous set of tasks due to the formation and strengthening of the language competence of a foreign student. This approach allows you to improve oral speech, expand your vocabulary, and also increase the level of aesthetic development.
Ключевые слова: визуальные средства обучения, живопись, Волга река, национальный образ, картина, пейзаж.
Keywords: visual teaching aids, painting, Volga river, national image, painting, landscape.
Одним из основных принципов обучения иностранных граждан русскому языку является принцип коммуникативности, который предполагает использование фактов в активном общении в языковой среде. Его реализация его возможна в том случае, если в учебный процесс включается лингвострановедческий материал.
Жизнь многих поколений русских людей связана с Волгой. Река выполняла своеобразную роль дороги. Поэтому Волгу называют «матушка», «кормилица», «красавица». Образ Волги становится символом Родины [1, 46-61], фактически ни один другой географический объект не был возведен на этот пьедестал, не считая столицы-Москвы. Образ Волги как один из главных национальных образов нашел отражение в различных видах искусства – литературе, живописи, музыке. Главная национальная река России стала для писателей, художников, композиторов символом свободы, воли, широты духа русских людей. Образ Волги вобрал в себя всё самое важное для русского человека - «река-матушка», «вольной вольницы родительница».
Изучение русского языка иностранными студентами через визуализацию и вербализацию произведений, посвященных образу главной русской реки – Волге, ставшей символом России, всегда актуально. Использование наглядности в качестве учебного материала для студентов-иностранцев уровня В 2 является мотивирующим фактором, поскольку развивает устную и письменную речь, обогащает словарный запас обучающихся. Программа «Страноведение России» для бакалавров-иностранцев Мининского университета «ориентирована на формирование иноязычной (русскоязычной) коммуникативной компетенции» [2].
По мнению Л. А. Ходяковой, «работа по картине обеспечивает учащихся экстралингвистическими (внеязыковыми) знаниями об окружающем мире, помогает употреблению тематически обусловленных слов, содействует обогащению словаря обучаемых разного рода эмоционально-оценочными словами и формированию ситуативной речи» [4, 20]. Художник, как и писатель, отражает мир, находит точные и зримые соединения цвета и света, создает зрительные образы. Картина – «это тоже текст, только невербальный, задача преподавателя – помочь студенту преобразовать невербальный текст в вербальный (рассказ, диалог, дискуссия и др.)» [5, 29].
В разное время в Нижний Новгород приезжали художники А. Боголюбов, П. Верещагин, К. Маковский, А. Саврасов, Н. Рерих, Н. Чернецов, К. Юон и др. Некоторые их произведения хранятся в фондах Нижегородского государственного художественного музея. Великая русская река производила сильное впечатление на художников своей красотой и необъятной широтой. Одна из картин – «Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871) - станет предметом нашего анализа. Работу над картиной предваряем краткими сведениями об авторе.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) первым в русской живописи на практике сформулировал принципы лирического пейзажа, который получил название «пейзажа настроения». Художник обычно работал на натуре, обращал особое внимание на цвет изображаемого. Образ великой русской реки и земли, расположенные на ее берегах, представлены на картинах: «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Волга под Юрьевцем» (1872), «Оттепель. Город Кимры на Волге» (1872), «На Волге» (1875) и др. Все они выражают любовь к родине: художнику дороги и близки русская природа, Волга, родная земля. Поэтический мотив Волги с ее необозримым природным и историческим пространством на картине «Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода» выражает образ России и возвышает до уровня национального символа.
А. Саврасов «Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871).
Занятие начинаем с чтения материала, описывающего картину А. Саврасова, размещенного на сайте Нижегородского государственного художественного музея [3]. Предлагаем следующие предтекстовые задания: Найдите в тексте незнакомые слова и словосочетания, объясните их значение с помощью картины и словаря (искусствоведы, предвестник, подножие холма, водная гладь, природное великолепие, устремляться, высветленный, палитра). Поскольку в тексте встречаются новые имена, даем краткую справку:
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – ученик А.К. Саврасова, представитель лирического направления пейзажной живописи. Многие картины художника тоже связаны с Волгой, лучшие из них: «Вечер на Волге» (1887-1888), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «После дождя. Плёс» (1889).
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) – собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Известно, что при обучении русскому языку иностранных граждан возникают две основные сложности – восприятие и усвоение материала. В данном случае мы можем увидеть не репродукцию картины, а саму картину, что становится действенным мотивирующим фактором в развитии как устной, так и письменной речи студентов-иностранцев, закреплении ранее изученного тематического материла, обогащении словарного запаса.
Наглядные образы действительно активизируют мыслительные и речевые способности обучаемых. Беседу необходимо выстраивать таким образам, чтобы студенты при ответе на вопрос находили более точные слова, понимали их смысл, не допуская фактических ошибок, искажающих идею произведения, включали в свой ответ элементы описания природы, места и времени действия. Особое внимание в ходе беседы уделяем выражению оценки изображенному на картине, высказыванию своего мнения.
В зависимости от уровня языковой подготовки студентов вводим в ходе беседы словарно-стилистическую работу, направляем студентов на поиск синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, обогащающих речь различными стилистически окрашенными словами.
Возможные вопросы при беседе по картине:
1. Можем ли мы назвать эту картину «пейзажем настроения»? Какое поэтическое настроение в ней выражено?
2. Как художник передает впечатление просветленности, тишины?
3. Что изображается на переднем плане картины?
4. Что изображается на заднем плане картины?
5. Можем ли мы сказать, что художник выделяет мотив великой русской реки?
6. Как изображается небо?
7. Чем отличаются по цвету река и небо?
8. Как передается реальное освещение? Как мы догадываемся, что изображается закат?
9. Какой цвет главный при изображении монастыря?
10. Как думаете, почему на переднем плане находится деревня, деревья, трава?
11. В чем находит красоту русской природы А. Саврасов?
12. Можем ли мы сказать, что на картине представлено пейзажное выражение русской жизни?
13. Понравилось ли вам картина?
После беседы коллективно составляем и записываем план описания картины, по которому студенты создают собственный текст «по цепочке», а затем наиболее подготовленный студент читает полученный текст, а остальные слушают (аудирование).
В качестве домашнего задания предлагаем отправиться на экскурсию, определить то возможное место, с которого А. Саврасов с увлечением работал на натуре, создавая шедевр национального русского пейзажа – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»; предлагается не просто увидеть, но и рассказать, что изменилось и что осталось прежним.
Таким образом, иностранные студенты, изучающие русский язык в нижегородских вузах, имеют возможность знакомиться с творчеством художников, создавших на своих полотнах образ Нижнего Новгорода и Волги, посещая Нижегородский государственный художественный музей, наглядно постигая культуру и историю России, осваивая социокультурные традиции города. Работа со страноведческим текстом, содержащим информацию о Волге, расширяет знания иностранных студентов о стране в целом, об особенностях национального характера, способствует увеличению словарного запаса, а также развивает навыки устной речи.
Обучение иностранных студентов на страноведческом материале способствует значительному обогащению их лексического багажа, помогает обучающимся расширить собственное поле межличностного и межкультурного общения и, как следствие, выработать новые навыки коммуникации в иноязычной среде.
Список литературы
1. Гюнтер Х. Поющая Родина: советская массовая песня как выражение архетипа матери // Вопросы литературы. - 1997. - № 4. - С. 46—61.
2. Латухина А.Л., Маринина Ю.А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. – 2020. – Том 8. - № 4. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1148/814 (дата обращения 15.12.2020).
3. Нижегородский государственный художественный музей // https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1877-pecherskiy-monastyr-bliz-nizhnego-novgoroda-savrasov.html (дата обращения 19.12.2020).
4. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и метод. Разработки. - М.: Флинта, 2000. - 352 с.
5. Чуньлэй Ян. Формирование коммуникативной и культурологической компетенций китайских студентов при обучении русскому языку на основе исторического жанра русской живописи: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2015. - 257 с.
Ильченко Наталья Михайловна, доктор филологических наук,, профессор кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина . г. Нижний Новгород, Россия
Худайбердиева Дженнет, магистрант I курса по профилю подготовки
«Преподавание русского языка как иностранного» Нижегородского
государственного педагогического университета им. К. Минина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий