Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 23 декабря 2020 г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Н. Ф. ПАВЛОВА КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ-ИНОСТРАНЦАМИ

THE LITERARY PORTRAIT OF N. F. PAVLOV AS EDUCATIONAL MATERIAL AT THE LESSONS WITH FOREIGN STUDENTS

Мельникова Г. Т.

г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье на примере литературного портрета русского писателя-романтика Н. Ф. Павлова иллюстрируется использование такого представления биографии автора произведения на занятиях по русскому языку как иностранному. Предтекстовые и послетекстовые задания направлены на развитие навыков осмысленного чтения и пересказа.

Annotation. In the article it is illustrated the use of such a representation of the author's biography at the lessons of the Russian language as a foreign language, based on the example of a literary portrait of N. F. Pavlov. The pre-text and post-text tasks are aimed to develop the skills of meaningful reading and retelling.

Ключевые слова: литературный портер, биография, обучение РКИ. 

Keywords: literary porter, biography, RAFL training.

 

 

Первая половина XIX века была отмечена многими яркими именами в области искусства и литературы. Но, как говорил В. Г. Белинский, развитие литературы связано не только с «именами гениальными», но и с «обыкновенными талантами» [1, с. 379]. К ним, без сомнения, можно отнести Николая Филипповича Павлова (1805 – 1864), чье имя не известно широкому кругу современных читателей, однако знакомство с русской литературой 30-х годов XIX века без его имени будет неполным. Кроме того, произведения, созданные, условно говоря «писателями второго ряда», обычно нагляднее представляют процессы, идущие в обществе [2, с. 23].

В судьбе Павлова много необыкновенного: он, сын крепостного, получил прекрасное образование и стал известным писателем и критиком, его талант высоко ценили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, Н. Г. Чернышевский и др. Выходу его первых произведений предшествовала активная переводческая деятельность. Именно Павлов, как доказал Н. А. Трифонов, был первым переводчиком О. Бальзака в России [4]. Это помогло ему усвоить достижения современных иностранных писателей, в первую очередь, французских, – мастерство психологического анализа, технику построения произведения, романтический колорит.

Павлов работал в разных литературных жанрах (стихи, повести, водевили, эпиграммы). В 1840 – 1850-е годы он выступает как талантливый критик и публицист, а в конце жизни обращается к издательской деятельности. С 1860 года он становится редактором газеты «Наше время», а в 1863 году она была переименована в «Русские ведомости». Однако известность и успех пришли к нему с выходом двух сборников: «Три повести» (1835) и «Новые повести» (1839). А. С. Пушкин так говорил о его первых произведениях: «Три повести г. Павлова очень замечательны и имели успех вполне заслуженный. … г. Павлов первый у нас написал истинно занимательные рассказы» [3, с.235]. Его произведения относятся к жанру «светской повести» и написаны в русле романтизма, но в них уже отчётливо прослеживаются реалистические тенденции: обращение к жизни современного общества, правдоподобие обстоятельств, критический взгляд на нравы высшего света. 

Все повести Павлова небольшие по объему, отличаются занимательным сюжетом, яркими образами главных героев. Они написаны довольно простым языком, поэтому при необходимой минимальной адаптации могут использоваться на занятиях по русскому языку как иностранному. Перед обращением к произведениям необходимо знакомство с биографией писателя, с основными фактами его жизни и творчества. Это помогает ввести аудиторию в атмосферу эпохи, дать дополнительный материал исторического и культурологического характера, в том числе для понимания текстов произведений. Реальные данные из жизни обостряют интерес, являются мотивацией к пониманию текста и освоению в ходе работы с ним лексико-грамматического материала.

Обратимся к литературному портрету Н. Ф. Павлова, составленному для использования на занятиях РКИ, и комплексу заданий к нему различного типа (на понимание, фиксацию и запоминание информации и развитие речевых умений). Материал рассчитан на студентов-иностранцев, владеющих русским языком в объеме уровня В 1.

Предтекстовые задания:

1. Что такое «биография»?

2. Прочитайте и запомните комментарии к словам и сочетаниям слов: 

крепостной  - человек, который находится в зависимости, не имеет никаких прав; вольная – документ, дающий свободу, освобождение от крепостной зависимости; играть на сцене – быть актёром; призвание – любимое дело; канцелярия – отдел государственного учреждения; губернатор – руководитель губернии (области); водевиль – весёлая музыкальная пьеса для театра; ятаган – нож; дарование – талант; светское общество – общество богатых и известных людей, аристократическое общество.

Прочитайте текст о Н. Ф. Павлове.

Никола́й Фили́ппович Па́влов роди́лся в 1805 году́ в семье́ крепостно́го, кото́рый получи́л во́льную. В 10 лет ма́льчика отда́ли на обуче́ние в театра́льное учи́лище, кото́рое он зако́нчил и зате́м два го́да игра́л на сце́не. Но молодо́й Па́влов чу́вствовал, что теа́тр – не его́ призва́ние. Он поступи́л учи́ться в Моско́вский университе́т на юриди́ческий факульте́т, зако́нчил его́ в 1825 году́ и, получив прекра́сное образова́ние, на́чал рабо́тать в суде́ и канцеля́рии моско́вского губерна́тора. Одна́ко он был недово́лен свое́й судьбо́й: его тяну́ло к литерату́рному тво́рчеству.

Пе́рвые шаги́ Па́влова как писа́теля свя́заны с теа́тром. В 1825 году́ вы́шел его стихотво́рный перево́д францу́зской траге́дии Ши́ллера «Мари́я Стюа́рт», с 1830 по 1832 год он пи́шет не́сколько водеви́лей. Одновреме́нно в журна́ле «Моско́вский телегра́ф» выхо́дят его́ лири́ческие стихотворе́ния.

Изве́стность Па́влову принесли́ два сбо́рника: «Три по́вести» (1835) и «Но́вые по́вести» (1839). Они по́льзовались огро́мным успе́хом у чита́телей и кри́тиков. В по́вести «Имени́ны» автор рассказа́л о траги́ческой судьбе́ тала́нтливого крепостно́го музыка́нта. В «Ятага́не» правди́во пока́заны тяжёлые арме́йские поря́дки того́ вре́мени и жесто́кость команди́ров. По́вести «Аукцио́н», «Маскара́д» и «Миллио́н» посвящены́ изображе́нию све́тского о́бщества, осужде́нию неи́скренности отноше́ний, кото́рые осно́ваны на вла́сти де́нег. «Де́мон» - по́весть о том, как социа́льное нера́венство, преклоне́ние пе́ред нача́льством и бога́тством мо́гут измени́ть мора́льные взгля́ды ме́лкого чино́вника. Тако́й правди́вый расска́з о социа́льных и нра́вственных пробле́мах совреме́нного о́бщества навлёк на Па́влова недово́льство власте́й, а сбо́рник «Три по́вести» да́же бы́ло запрещено́ перепеча́тывать.

В после́дующие го́ды Па́влов показа́л себя́ как тал́антливый перево́дчик, литерату́рный кри́тик и изда́тель. Напи́санные им произведе́ния печа́тались в таки́х изве́стных журна́лах, как «Оте́чественные запи́ски» и «Совреме́нник». Его́ дарова́ние высоко́ цени́ли мно́гие совреме́нники: А. С. Пу́шкин, Н. В. Го́голь, Ф. И. Тю́тчев, Н. Г. Черныше́вский. С 1860 го́да Па́влов был реда́ктором и изда́телем ежедне́вной газе́ты «На́ше вре́мя».

У́мер Па́влов в Москве́ в 1864 год́у.

Послетекстовые задания.

1. Найдите в тексте слова, которые соответствуют приведённым описаниям.

1) Произведение для театра с плохим, грустным концом ____________

2) Праздник, день имени, которым назван человек _________________

3) Вечер, на который гости должны были прийти в костюмах ________

4) Человек, который переводит текст с одного языка на другой ______

5) Человек, который анализирует, оценивает литературные произведения ________________

6) Популярность среди читателей_______________________________

7) Люди, живущие в одно время ________________________________

4. Подумайте и объясните, как вы понимаете следующие выражения:    первые шаги в литературе, играть не сцене, это не моё призвание, мелкий чиновник.

5. Заполните таблицу информацией из прочитанного текста.

Год

Основные события жизни Н. Ф. Павлова

 

родился будущий писатель

1825

 

 

перевёл трагедию Шиллера «Мария Стюарт»

1835

 

1839

 

 

становится редактором газеты

1864

 

6. Выпишите из текста названия литературных журналов, в которых печатались произведения Н. Ф. Павлова.

7. Подберите из текста синонимы к данным словам.

Слово

Синоним из текста

превосходный

 

популярность

 

большой

 

честно

 

ложь

 

талант

 

скончаться

 

8. Подберите антонимы к словам из текста.

Слово из текста

Антоним

молодой

 

недоволен

 

тяжёлый

 

богатство

 

мелкий

 

запрещено

 

известный

 

9. Восстановите порядок изложения информации в соответствии с текстом.

 

Мальчика отдали на обучение в театрально училище.

 

Умер в Москве.

 

Поступил в Московский университет.

 

Родился в семье крепостного.

 

Сборники повестей были очень популярны у читателей и критиков.

 

Павлов был редактором газеты «Наше время».

 

Повести «Аукцион», «Маскарад» и «Миллион» рассказывают о жизни светского общества.

 

Павлов перевел трагедию Шиллера «Мария Стюарт»

 

Повесть «Именины» написана о крепостном музыканте.

10. Как вы думаете, почему Павлов был недоволен своей судьбой? При ответе используйте выражения: Я считаю…; Мне кажется, что…; На мой взгляд

11. Расскажите, о чём писал Н. Ф. Павлов в своих повестях.

12. Перескажите биографию Н. Ф. Павлова.

Таким образом, на примере составленного литературного портрета писателя-романтика Н. Ф. Павлова было доказано, что такая форма представления биографии писателя может выступать в роли обучающего материала на занятиях по русском языку как иностранному. Литературный портрет позволяет познакомить студентов с основными датами и периодами жизни и творчества автора, дать дополнительную информацию о социальных и общественных отношениях, может содержать культурологические сведения. Упражнения и задания направлены на развитие речевых умений, навыков осмысленного чтения и пересказа. Знакомство с литературным портретом автора предшествует знакомству и анализу его произведений.

 

Список литературы

1.  Белинский В.Г. Вступление к «Физиологии Петербурга», составленной из трудов русских литераторов, под редакциею Н. Некрасова, Санкт-Петербург, 1845 // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 тт. М.: АН СССР, 1953 – 1959. Т. VIII. С.375 – 384.

2.  Ильченко Н. М. Русская романтическая проза: к проблеме культурной памяти: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 154 с.

3.  Пушкин А.С. Три повести Н. Павлова // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.7. М. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1951. С.323 – 325.

4.  Трифонов Н.А. Первый переводчик Бальзака в России // Филологические науки, 1960. № 2. С. 99 – 112.

 

 

 Мельникова Галина Тимофеевна, аспирант, преподаватель кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический универс...