Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 15 декабря 2020 г.

НОВЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОН-ЛАЙН КУРСА РУССКОГО  ЯЗЫКА  КАК  ИНОСТРАННОГО

NEW LINGUODIDACTIC FEATURES OF THE ONLINE COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Хамраева ЕА.

г.Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается реализация новых технологических приёмов в методике преподавания русского языка – использование  графического коллажа как средства организации дополненной реальности. Статья посвящена также описанию применения технологии дополненной реальности в языковом обучении, что позволяет  образовательным организациям перейти с традиционных методик на интерактивные, особенно важные в ситуации вынужденного дистанционного обучения. Автор делает вывод о том, что дополненная реальность  в РКИ — это система, создаваемая с помощью цифровых средств с целью эмоционального воздействия, путём использования «дополненных» элементов в процессе обучения, а особенно онлайн-обучения. Коллажирование при этом – разновидность технологического приёма, позволяющего эмоционально вовлечь обучаемого в материал, вызвать желание познавать новое.

 

Abstract.The article considers the implementation of new technological techniques in the teaching of the Russian language – the use of graphic collage as a means of organizing augmented reality. The article also describes the use of augmented reality technology in language learning, which allows educational organizations to switch from traditional methods to interactive ones, which are especially important in the situation of forced distance learning. The author concludes that augmented reality in Russian as Foreign Language is a system created using digital means for the purpose of emotional impact, by using "augmented" elements in the learning process, and especially online learning. At the same time, collaging is a kind of technological technique that allows you to emotionally involve the learner in the material, to cause a desire to learn new things.

 

Ключевые слова: дополненная реальность (augmented reality), коллажирование, графические коллажи, элементы художественного творчества, IT-технологии,  онлайн-образование, цифровизация обучения

 

Keywords:  augmented reality (augmented reality), collaging, graphic collages, elements of artistic creativity, IT-technologies, online education, digitalization of training

 

 

Обучение РКИ видоизменяется сегодня в русле цифровой лингводидактики. Это обуславливает потребность в изменении подходов и поиск новых методов презентации материала, доступных и качественных, особенно в ситуации вынужденного онлайн-обучения. Особенно важно, на наш взгляд, освоить использование цифровых технологий в обучении современных детей, потому что для них это уже понятная и привычная форма. Удаленный доступ к ресурсам позволяет эффективно использовать современные методы и приёмы учебно-воспитательной работы, в том числе, применять их в условиях обучения русскому языку в семье. Использование цифровых ресурсов в образовательном процессе открывает огромные возможности перед обучающимися, но проблемы, связанные с цифрой и искусственным интеллектом, сегодня уже всё больше носят не столько технологический, сколько гуманитарный характер [4].

Лингводидактика или обучение языку, а особенно русскому языку как иностранному, - процесс энергозатратный и непростой, требующий индивидуализации обучения с учетом как интересов, так и особенностей психофизического развития обучающихся. Так, одной из ключевых находок в преподавании РКИ, которую интуитивно стали применять многие творческие педагоги, стал известный в цифровом мире метод «дополненной реальности» (англ. augmented reality, AR), основанный на введении в образовательный процесс сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Этот метод уже широко использовался при создании интерактивных учебников РКИ, например, путем включения QR-кодов, которые позволяют услышать подготовленное аудирование или послушать живую речь носителя языка. Итак, дополненная реальность в РКИ — это система, создаваемая с помощью цифровых средств с целью эмоционального воздействия, путём использования «дополненных» элементов в процессе обучения, а особенно онлайн-обучения,  когда необходимо эмоционально вовлечь обучаемого в материал, вызвать желание познавать новое.

Классическое определение термина «дополненная реальность принадлежит Рональду Азуму, в 1997 году  охарактеризовавшему augmented reality [AR] как идею, совмещающую  виртуальное и реальное, позволяющую взаимодействовать в реальном времени и способную работать в 3D в образовательных целях.

Итак, использование метода дополненной реальности  в обучении — это возможность добавления к реальным учебным  материалам новых  объектов, часто графических или мультимедийных, обычно с целью  эмоциональной или визуальной поддержки, либо в качестве вспомогательной информации. Маркером могут стать изображения, логотипы, фотографии, звуки, а также запуск анимации по нажатию или даже ведение диалога с персонажем, переход на сторонние веб-ресурсы и т. Этот метод необычайно перспективен в языковом образовании, где уже сегодня используются, например, чат-боты в обучении говорению или Siri и Алиса для отработки правильных вопросов и интонаций. Появляются и уже используются в интенсивном обучении языкам  AR-очки, пока еще  громоздкого размера, но их уже сменяют простые очки для широкой аудитории, которые дешевле и больше распространены (например, Google Glass). Известны и уже популярны в преподавании английского языка специальные видео, подготовленные, например, издательством Кембриджского университета по темам: супермаркет, еда, в аэропорту, в  ресторане и т.д. Наведение смартфона на маркер в книге оживляет страницу и создает атмосферу реальности.  Всё в совокупности организует языковую среду, а освоение новых сред и яркая мотивация языкового обучения, включающая виртуальную реальность и 3D, становится  самым действенным элементом современного образования. Именно поэтому преподаватели РКИ интуитивно стали осуществлять методический поиск в сфере визуального расширения реальности и «оживлять» страницы учебников. 

 Сегодня применение технологически новых, вовлекающих в процесс обучения учащихся интерактивных и культурно ориентированных учебных материалов становится основными и необходимыми элементами процесса обучения. Технология дополненной реальности в виде инфографики претендует на   нишу, которая в научной фантастике принадлежит голограмме.  Перспектива увидеть виртуальные интерактивные иллюстрации, которые можно рассмотреть со всех сторон, с которыми можно взаимодействовать и тут же увидеть результат своих опытов (вспомним фильмы о Гарри Потере), представляется пока далёкой перспективой, но наступит день, когда они станут стандартным изображением учебника.

Как же использовать метод дополненной реальности в условиях современного обучения детей и взрослых русскому языку?

Пока технологии дополненной реальности в системе образования находятся на этапе своего становления, поэтому необходимо и анализировать зарубежный опыт, и проводить образовательные эксперименты с дополненной реальностью в отечественной системе образования. 

Если отталкиваться от мысли, что дополненная реальность – это результат введения сенсорных реакций с помощью технических приспособлений и с целью дополнения сведений об окружении для улучшения восприятия информации, тогда возможна идея наложения дополнительной информации на изображение реального мира уже в самой учебной книге. Так, технология дополненной реальности реализует принципиально новый тип пользовательского интерфейса, который может реагировать на среду. В качестве статичного изображения используется любая иллюстрация, схема или фотография, а в качестве виртуального контента можно добавить ссылки на вебсайт, видео, картинки и слайд-шоу и многое другое. Использование таких средств позволят учителю создавать и расширять обучающую среду, формировать у учащихся учебные действия по отбору, компоновке и созданию информации учебного и творческого характера.

 Уже сегодня мобильные приложения дополненной реальности довольно широко применяются во многих сферах: рекламе, маркетинге, медицине, полиграфии, культуре и т.д. Интенсификация приложений AR в сфере образования обусловлена использованием мобильных устройств (планшетов, смартфонов) среди учащихся, да и общими мировыми тенденциями к использованию мобильных приложений. Современные интерактивные технологии, в том числе и мобильные, вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, добавляют взаимодействие и игровой элемент, развивают творческие способности, пространственное воображение и навыки проектной деятельности. Технология дополненной реальности позволяет максимально визуализировать учебный материал, тем самым повышая мотивацию учащихся к процессу обучения. Но до 2020 года мы мало осознавали тот факт, что устоявшиеся формы подачи учебного материала не в полной мере используют возможности компьютерной визуализации. И лишь ситуация вынужденного онлайна заставила включить эти возможности в личную преподавательскую практику.

Безусловно, инновационные методы лингводидактики сегодня тесно взаимосвязаны с информационными технологиями. Сегодня разработано достаточное количество готовых образовательных приложений, функционирующих на базе дополненной реальности (карта звездного неба и астрономия, занимательная физика  и др.). В настоящее время используются технологии дополненной реальности и в учебных пособиях по физике, биологии, медицине. Но формами дополнения и новой организации занятий стали и другие, ранее хорошо известные творческие способы, тоже эмпирически вошедшие в курс русского языка в условиях вынужденного онлайна в 2020 году. Так, одним из самых прогрессивных средств развития творческих способностей обучаемых во время онлайн-курса русского языка стало создание графического коллажа с помощью IT-технологий. 

Коллаж – это добавление специально организованных дополнительных материалов к страницам учебников, соединение  разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. Целью создания коллажа может стать графическая иллюстрация с ярко выраженным эффектом неожиданности или внезапное сочетание разнородных материалов, стилей, ресурсов. Графические коллажи больше используют приёмы инфографики, а иллюстративные становятся основой метапредметных индивидуальных проектов, решаемых  с помощью медиа-возможностей (включение и запись собственных видео, дополняющих материал, нарезка аудио или видеофрагментов в поддержку  визуальных идей и пр.).

Программу включения коллажей в страницы учебных книг по РКИ также можно дополнить идеей сканирования QR-кодов, реализующих видеоформат. Коллаж в этом случае используется как способ для импровизации, для получения остроты образа за счёт соединения известной и новой информации и дополнения стандартного содержания.  В этом аспекте коллаж следует понимать как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения, мышления, формированию эстетической культуры и эмоциональной включённости. 

Что же представляет собой коллаж? В работах отечественных лингвистов в области методики преподавания коллаж есть средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное при помощи лингвистических и экстралингвистических средств (картинок) отображение определенной части предметного содержания, объединенного ключевым понятием – реалией. Главной особенностью данной методики является создание наглядных смысловых цепочек, имеющих четкую структуру, с целью последовательно раскрыть ключевое понятие изучаемой темы. [4, c. 3-8]

Коллаж как обучающая технология на занятиях по РКИ реализует важнейшие педагогические функции:

•        развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

•        развитие дизайнерского мышления;

•        понимание «технологии» как способа поэтапного исполнения задания;

•        умение создавать эстетически грамотные композиции;

•        умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;

•        навыки планирования деятельности;

•        умение предвидеть конечный результат и оценивать результаты труда.

Важно отметить, что в работе над графическим коллажем с помощью IT-технологий не требуются специальных навыков рисования, что даже позволяет раскрыть творческие способности человека, которые ранее были ему неизвестны.

Использование коллажей в методике преподавания иностранных языков уже не ново, но задействование их в качестве дополненной реальности в содержании учебной книги – совершенно оригинальный продукт в методике преподавания РКИ как детям, так и взрослым. Итак, технология дополненной реальности, как и идеи коллажирования, выступают способами новой организации обучения русскому языку.  Дополненная реальность привносит в урок РКИ интерактив, по-новому реализует игровой элемент в привычном процессе, обеспечивает качество онлайн-общения и усиливает эффект погружения, что в конечном счете способствует улучшению восприятия информации и формированию интереса к русскому языку . 

 

Список литературы

1.    Бояршинов Я. П. Об использовании технологии дополненной реальности в печатных изданиях// https://search.rsl.ru/ru/record/01008510343 – (дата обращения: 18.08.2020)

2.    Иванова А. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2018. — Вып. 3 (108).

3.    Итоги II Международной специализированной научно-технической выставки-форума «Информационные технологии в образовании» ITE-2018 // Цифровая трансформация. – 2018. – № 4.– С.61-70.

4.    Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 1993. №2. – С. 3-8.

5.    Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху //ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, Москва, 2020, 446 с. 

6.    Driver P. How Can we use Virtual Reality to teach English? https://www.researchgate.net/publication/324704089_Virtual_reality_in_education_a_tool_for_learning_in_the_experience_age (дата обращения: 18.08.2020)

 

Хамраева Елизавета Александровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия

 

 

 

 

1 комментарий:

  1. О технологии дополненной реальности или графическом коллаже, как о новом способе в онлайн обучении русскому языку, хотелось бы узнать больше.

    ОтветитьУдалить

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический универс...