ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РКИ
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES - CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS AS A WAY TO INCREASE THE INTEREST OF STUDENTS IN THE STUDY OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (RFL)
Коссаковска-Марас О.
г. Краков
Аннотация. Целью статьи является представление различных мероприятий, которые проводятся на территории Российской Федерации для юных любителей русского языка, то есть школьников и студентов. Все перечисленные мероприятия проходили в течение четырёх последних лет.
Abstract. The purpose of the article is to present various events that are held on the territory of the Russian Federation for young lovers of the Russian language, that is, schoolchildren and students. All of these events have taken place over the past four years.
Ключевые слова: культурно-просветительские проекты, внеучебная деятельность, изучение РКИ.
Keywords: cultural and educational projects, extracurricular activities, study of russian as a foreign language (RFL).
В последнее время очень много университетов, а также ассоциаций и организаций занимающихся продвижением русского языка как иностранного, стали создавать и продвигать различные проекты и мероприятия, способствующие повышению интереса к изучению русского языка как иностранного.
Залогом успеха обучения во многом является наличие высокой мотивации. Как указывают Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, в методике преподавания РКИ «иерархию основных объективных факторов, определяющих мотивы выбора иностранного языка в качестве объекта изучения, можно представить следующим образом: необходимость использованияязыка в последующей деятельности (учебе, работе и т. д.), получение доступа ксуществующей на изучаемом языке информации, осознание роли языка как языка-посредника при контактах с носителями языка» [1, 148].
Основная цель молодежи – это развитие личности, характера и способностей (в том числе интеллектуальных и академических). Основная задача - оставить позади ранний этап жизни и вступить во взрослую жизнь уверенным в себе и независимым человеком, нашедшим свое место в обществе для ответственного выполнения семейных, профессиональных и общественных ролей [4].
Именно этому способствует внеучебная деятельность студентов, которая, как замечает Ф.Д. Симбирякова, является своеобразной альтернативой традиционной учебной практике и рассматривается как система совместной внеучебной деятельности студентов и педагогов в рамках социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности обучающихся [3].
Одним из самых известных проектов, при том имеющих долгие традиции, являются Международные олимпиады по русскому языку для иностранных школьников, организуемые Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в Москве*. С 2016 года олимпиада приняла новый формат – раньше, чтобы пройти в финал и попасть в Москву нужно было стать победителем олимпиады по русскому языку в своей стране. С 2016 года принять участие в Международной олимпиаде по русскому языку может любой школьник, что сделало это мероприятие более доступным. Первых два этапа олимпиады проходят онлайн – они включают в себя тест по русскому языку и эссе на одну из предложенных тем. Участники попавшие в финал приезжают в Москву, чтобы на базе Института принять участие в заключительных состязаниях.
Последний этап олимпиады включает в себя три экзамена – письменный - эссе на основании видеоряда, и два устных – по русскому языку и страноведению. Все эти состязания проводят преподаватели ГИРЯП им. Пушкина, у которых есть большой опыт обучению РКИ и проведению экзаменов с иностранными гражданами.
Участники уже в первом туре разделены на два направления – первое направление – это школьники изучающие русский язык как иностранный (участники там ещё разделены по уровням владения русским языком – от А2 до С1), а второе направление предназначено для школьников из стран СНГ, Балтии, Грузии и Южной Осетии, для которых русский является неродным.
Кроме самих экзаменов школьникам предоставлена возможность принять участие в конкурсе „Юный оратор”, в котором у них есть шанс высказать и защитить своё мнение насчёт предложенных тем перед жюри и публикой.
Кроме экзаменационных состязаний школьники принимают участие в насыщенной культурной программе – это автобусная экскурсия по Москве, посещение Государственного Геологического Музей им. В.И. Вернадского РАН, Московского Планетария, кинотеатра „Россия”, в котором всегда в декабре постановки спекталей для школьников и появляется возможность посмотреть прекраснейшие спектакли. Участникам Олимпиады предоставляется возможность посетить московскую школу и получить возможность пообщаться с российскими школьниками.
По итогам олимпиады отбираются не только абсолютные победители (пять человек по первому направлению и пять человек по второму направлению), которые получают возможность обучаться бесплатно на филологических либо лингвистических факультетах всей России, но и победители в номинациях: „Лучший ответ по русскому языку”, „Лучший ответ по страноведению”, „Лучшее сочинение”, а также призёры занявшие вторые и третие места. Кроме этого жюри выявляет победителей и призёров конкурса „Юный оратор”.
Во время торжественной церемонии закрытия президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина академик Виталий Григорьевич Костомаров сказал: «Мне хочется, чтобы вы увезли с собой образ Москвы и москвичей и никогда не забывали Россию и русский язык» [2].
Проверить и совершенствовать свои знания русского языка могут также студенты, изучающие русский язык как иностранный. Приведём примеры таких мероприятий.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта в Калининграде уже несколько лет организует Международные олимпиады по русскому языку, литературе и культуре**. В этом мероприятии могут принять участие как российские, так и зарубежные студенты. Участники разделены на три уровня: первый уровень – это студенты 1-2 курсов зарубежных университетов, второй уровень – это студенты старших курсов зарубежных университетов, третий уровень – это российские студенты или из стран СНГ.
Финальные испытания включают в себя письменный экзамен, который представляет из себя тест с опорой на различные тексты культуры, а также устный экзамен, во время которого участники должны отстоять свою позицию на заданную тему.
Комиссия выявляет победителей и призёров по всем уровням.
Участники получают прекрасную возможность не только пройти испытания и получить опыт, но и познакомиться с природой самой западной точки России, так как организаторы устраивают участникам экскурсию в Светлогорск.
Кроме мероприятий посвящённых проверке своего уровня владения русским языком, очень популярными стали мероприятия направленные исключительно на улучшение знаний в области РКИ.
Таким может считаться, например, Международная летняя школа по русскому языку и страноведению России, которую проводил Омский Государственный Технический Университет в 2017 году***. Две недели были насыщенны не только лекциями, но и культурной программой – посещением Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Музея-заповедника „Старина Сибирская”, Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Омского завода синтетического каучука, мероприятий посвященых Дню рождения города.
Существуют также школы русского языка, которые включают в себя не только само изучение языка, но и диалог между несколькими нациями, как например Российско-польская летняя школа „На языке культур” в рамках Международного проекта „Польша и Россия:диалог поколений”, проводимого УрГПУ в Екатеринбурге****.
Условием участия в этом проекте являлась победа в конкурсе сторителлинга на тему связей России и Польши.
Участники школы посетили Законодательное собрание Свердловской области, музей Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, Кванториум, музеи Нижнего Тагила, природный парк „Оленьи ручьи”, Дендрологический парк, Храм на Крови, участвовали в фестивале музыки „UralMusicNight”, увидели границу Европы и Азии.
Учитывая обстановку, появившуюся в мире в связи с пандемией, организаторам мероприятий, относящихся к русскому языку, пришлось перенести их в онлайн-среду.
Так, Росполцентр организовал летом 2020 года онлайн-викторину для российских и польских участников на знание России и Польши. Викторина проходила в форме квиза, у которого было несколько туров. Две победившие команды – одна российская и одна польская, поедут в Москву для участия в финале как только закончится пандемия [5].
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта в июле 2020 года провёл дистанционный международный круглый стол «Русский язык онлайн: новые вызовы — новые возможности», на котором обсуждались первые результаты обучения русскому языку как иностранному в дистанционных форматах. К участию в работе круглого стола были приглашены преподаватели русского языка как иностранного из российских и зарубежных университетов и языковых центров, разработчики образовательных онлайн-ресурсов, а также студенты, изучающие русский язык. Они поделились опытом организации учебного процесса и новейшими методическими и дидактическими инструментами, разработанными в условиях дистанта *****.
Международные школы по русскому языку продолжают свою работу несмотря на пандемию - Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта в Калининграде с 1 по 18 декабря 2020 года проводит международный научно-образовательный проект «Современный русский язык: между словом и цифрой», который представляет из себя онлайн-школу для преподавателей и студентов ******.
Для студентов предназначены по выбору три модуля:
- «Быть ВКонтакте» (для студентов с уровнем знания русского языка не ниже А2) – студентам предложена возможность зарегистрироваться в русской соцсети Вконтакте и изучить её особенности);
- «Быть в теме» (для студентов с уровнем знания русского языка не ниже В1 – участникам предоставлена возможность познакомиться с тонкостями русской культуры – музыки, живописи и кинематографа);
- «Быть профи» (для студентов с уровнем знания русского языка не ниже В1 – участники получат уникальную возможность получить знания в области русского языка как средства работы в журналистике, в рекламе, как редактора и как филолога).
Все лекции проводятся очень качественно, с опорой на различные видеоматериалы и текстовые материалы. Также преподаватели проводят различные интересные квизы.
Все перечисленные мероприятия несомненно влияют на повышение интереса учащихся к изучению русского языка как иностранного, в чём я лично убедилась, принимая во всех них участие.
Примечания
* Информацию о проведении Международных олимпиад по русскому языку для иностранных школьников можно найти на сайте Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в Москве: https://www.pushkin.institute/projects/mezhdunarodnye_olimpiady/
** Информацию о проведении VIII Международной олимпиады по русскому языку, литературе и культуре можно найти на сайте БФУ им. И. Канта: https://kantiana.ru/news/v-bfu-im-i-kanta-proshel-final-viii-mezhdunarodnoy-olimpiady-po-russkomu-yazyku-literature-i-kulture/
***Подробную информацию о Международной летней школе по русскому языку и страноведению России можно найти по адресу: https://omgtu.ru/l/?eid=20535
**** С подробностями данного мероприятия можно ознакомиться по ссылке: http://rospolcentr.ru/rossijsko-polskaja-letnjaja-shkola-na-jazyke-kultur-v-ekaterinburge/
***** Информация о данном мероприятии находится на сайте БФУ: https://kantiana.ru/news/bfu-im-i-kanta-provodit-distantsionnyy-mezhdunarodnyy-kruglyy-stol-russkiy-yazyk-onlayn-novye-vyzovy/
****** Подробная информация о данном мероприятии находится на сайте БФУ им. И. Канта : https://kantiana.ru/news/v-bfu-im-i-kanta-projdut-meroprijatija-v-ramkah-mezhdunarodnogo-nauchno-obrazovatelnogo-proekta-sovremennyj-russkij-jazyk-mezhdu-slovom-i-cifroj/?fbclid=IwAR2lkz2vNHgmz2zuBQV82lgXqKS2SBbrwq1r9TsoZoX1OFGBwnpPY2_ccOA
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Костомаров В.Г. https://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=7378 (дата обращения: 08.12.2020).
3. Симбирякова Ф.Д. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2000. №6-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-vneuchebnoy-deyatelnostistudentov (дата обращения: 05.12.2020).
4. Gibbons M., The Self-Directed Learning Handbook. Challenging Adolescent Students to Excel, Jossey-Bass, San Francisco 2002, s. 2–3.
5. Swiridow L. „Ros-Pol-Quiz: bitwa erudytów” – w oczekiwaniu finału, https://pl.sputniknews.com/opinie/2020091613065585-ros-pol-Quiz-bitwa-erudytow--w-oczekiwaniu-finalu-Sputnik/ (дата обращения: 05.12.2020).
Коссаковска-Марас Ольга Юрьевна, студент Института восточнославянской филологии факультета Ягеллонского университета, г. Краков, Польша
Комментариев нет:
Отправить комментарий