МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ОНЛАЙН-ЗАНТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
METHODS OF ACTIVATING PRODUCTIVE ACTIVITIES OF FOREIGN STUDENTS IN ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Гужова Н.В.
г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье проанализированы результаты опроса студентов относительно проблем онлайн-обучения. Предложены конкретные задания. направленные на активизацию продуктивной деятельности студентов во время онлайн- занятий по русскому языку как иностранному.
Annotation. The article analyzes the results of a survey of students regarding the problems of online learning. Specific tasks are proposed. aimed at enhancing the productive activity of students during online classes in Russian as a foreign language.
Ключевые слова. Офлайн-обучение, онлайн-обучение, смешанная форма обучения, ЭИОС, продуктивные виды речевой деятельности, проектная деятельность.
Keywords. Offline learning, online learning, blended learning, EEE, productive speech activities, project activities
В марте 2020 г. в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Сразу же в обществе развернулась активная дискуссия о целесообразности введения подобной меры. Наибольшая нагрузка легла, безусловно, на преподавателей, которые за короткий вынуждены были перенести привычные им лекции, семинары, практические занятия в онлайн-среду. Несмотря на то, что наличие ЭИОС (электронной
информационной информационно-обучающей среды вуза) было обязательным условием вуза, мы все понимаем, в каком виде (в большинстве случаев) она работала. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у большого числа студентов достаточной мотивации в отсутствии преподавателя к активной продуктивной деятельности в условиях онлайн-обучения.
Для понимания того, как иностранные студенты перестроились на новый формат работы и как часто в их работе возникают различного рода трудности было проведено исследование. В исследовании приняли участие 150 иностранных студентов ННГАСУ и некоторых других вузов разного уровня владения русским языком. Анализируя данные, можно сделать следующие выводы.
1. В целом, большая часть опрошенных студентов (94%) в разной степени адаптировалась к новым условиям обучения.
2. 59% студентов достаточно легко проходить обучение в онлайн- формате.
3. Несмотря на достаточно высокий уровень адаптированности студентов к новым формам обучения, большая часть (61%) считает, что уровень мотивации студентов к обучению снизился.
4. Только 29% студентов удовлетворены процессом преподавания в дистанционном режиме.
5. Ведущим способом освоения материала большинство студентов (55%) называют зум - конференции с преподавателями. Стоит отметить, что использование ЭИОС вузов так и не стало тем «наиболее удобным способ общения преподавателя и студента», о котором так много говорили. Только 23% студентов используют его постоянно. Следует обратить внимание также, что 3% студентов продолжают отправлять задания преподавателям в формате фотографий выполненных заданий.
6. Студенты не испытали трудностей при общении с образовательной платформой, однако почти треть (32%) отмечают, что общаться с
преподавателями гораздо удобнее в соцсетях. Кроме того, 51% отметили, что именно так они и общались с преподавателями во время карантина.
7. Среди трудностей наиболее значительными респонденты считают неудобство пользования ЭИОС вуза (51%) и выполнение большого количества заданий (24%). Технические вопросы, в целом, не вызывают значительных затруднений у студентов.
8. Более половины студентов (56%) готовы к обучению в онлайн- формате, однако 10% так и не смогли принять современные реалии обучения.
9. Отрадным следует считать факт, что 56 % студентов считают, что все в процессе обучения зависит от преподавателя независимо от формы обучения.
10. 67% отмечают в качестве отрицательного момента онлайн-обучения невозможность живого общения с преподавателем. Это еще раз свидетельствует о том, что профессия преподавателя продолжает оставаться актуальной, а значимость преподавателя в процессе обучения невозможно переоценить.
11. Среди положительных моментов перехода на онлайн-обучение абсолютное большинство респондентов (85%) отмечают экономию времени на дорогу и 56% - возможность заниматься в удобное время.
12. Однако, несмотря на все плюсы онлайн-формата обучения, большая часть студентов все-таки предпочла бы заниматься офлайн (38%) или выбрать смешанное обучение (44 %).
Таким образом, в целом, следует отметить, что наши студенты достаточно легко перенесли переход на обучение в онлайн-формате. Они не испытывают технических трудностей при обучении, однако абсолютно убеждены в том, что главной фигурой в образовании по-прежнему остается преподаватель, и готовы принять смешанное обучение, но не онлайн. Деятельность преподавателя в условиях онлайн-обучения должна быть направлена на активизацию продуктивной деятельности студентов.
Какими же методами может пользоваться преподаватель РКИ для этого?
В области говорения и письма (продуктивных видов речевой деятельности) самыми эффективными стоит признать занятия, в которых в качестве составляющих могут входить следующие упражнения.
1. Проведение фонетической зарядки в начале урока (короткие ответы и вопросы, поиск ошибки в заданных фразах, нахождение лишних слов в тематическом ряду, просмотр коротких видео, создание и обсуждение тайм- лапс на заданную тему (тайм-лапс - видеоролик, собранный из множества фотокадров, расстояние между которыми составляет от 1 секунды и больше).
2. Активизация проектной деятельности, например, с помощью таких сервисов, как storybird (замечательный онлайн-конструктор, с помощью которого можно создавать цифровые книги с иллюстрациями. Причём в отличие от других аналогичных сервисов он позволяет преподавателю руководить творческим процессом учащихся. Конструктор предоставляет шаблоны и иллюстрации для создания цифровых историй) и pixton (Pixton Edu – это одна из платформ, которая дает возможность создавать комиксы).
3. Использование виммельбухов (wimmelbuch — «кишащая, изобилующая, мельтешащая книга») – книга-гляделка с большим количеством иллюстраций и минимумом текста. В них нет привычного сюжета, но обязательно есть тема: в городе, в деревне, на стройке и др.) Преподаватель может предложить студентам следующие задания: рассказать, что они видят; во время собственного рассказа намеренно допустить ошибку; создать собственный виммельбух и др.)
4.Участие во всевозможных дискуссионных клубах. Необходимо показать учащимся, что такие клубы в большом количестве есть в социальных сетях, либо самим организовать подобный клуб. Темы могут быть самыми разными, например, «Где лучше жить: в городе или в деревне?»
5. Использование сервиса для совместного написания книг «inklewriter». На данный момент он уже давно бесплатно доступен для всех желающих. Его можно использовать, как для создания интерактивных книг, диалогов, сценариев игр.
6. Конечно, использование потенциала социальных сетей и мессенджеров также станет важным способом активизации продуктивной деятельности иностранных студентов (опубликовать фото и сделать короткие подписи к ним; написать короткие истории о том, что произошло со студентами во время праздника или выходного дня; написать начало и конец для опубликованной преподавателем середины истории)
7. Использование трейлеров к фильмам (посмотреть фильм и написать краткое содержание его; посмотреть несколько трейлеров к фильмам и посоветовать группе, какой лучше посмотреть; создать собственный трейлер к просмотренному фильму и др.)
8. Использование формата интервью (подготовиться к интервью с известным человеком, одногруппником; провести интервью; провести интервью с «черной лошадкой» (другие студенты должны догадаться, кто стал героем интервью).
9. Использование других методов вовлеченности студентов в процесс продукции (например, виртуальная экскурсия по собственной комнате; рассказ о книгах, которые хранятся на книжной полке; демонстрация фотоальбома и рассказ об истории семьи, какого-либо события; виртуальная экскурсия по городу)
10. Привлечение носителей языка на урок. В условиях онлайн- конференций сделать это очень легко.
Представленные приемы и упражнения способствуют реализации основных функций обучения:
– собственно обучающей функции совершенствования и систематизации полученных знаний;
– контрольной, одной из важнейших в учебном процессе, выявляющей уровень знаний, умений и навыков иностранных слушателей на конкретном этапе;
– диагностической, необходимой для своевременного выявления пробелов с целью их скорейшего устранения;
– воспитательной, формирующей чувство ответственности, собранности, организованности и дисциплины учащихся.
Активное использование указанных приемов в учебном процессе приведет к формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский как иностранный в формате онлайн- обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жапарова Самал. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании / Самал Жапарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 112 c.
2. Кудинов Илья, Асадуллин Рауль. Дистанционное обучение в высшей школе: субъектный подход / Илья Кудинов , Раиль Асадуллин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017.- 196 c.
Гужова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент д кафедры русского языка как иностранного и общенаучных дисциплин ЦМОиС ННГАСУ, г. Нижний Новгород, Россия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий