ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR WORK IN THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS
Н.А. Ванюшина
г. Москва
Аннотация. В статье рассматривается внеаудиторная работа на уроках русского языка как иностранного в высшей школы с целью описания ее широких возможностей формирования социокультурной компетенции и повышения мотивации при работе с иностранными студентами. Такой вид деятельности является важным фактором, влияющим на развития интереса к самообразованию, стимулируя личностное развитие и свободу творческого самовыражения учащихся. Приводятся примеры работы в языковой среде. Особое внимание уделяется роли преподавателя в качестве фасилитатора деятельности, способного направить ее в нужное русло. Рассматривается опыт привлечения русских студентов в качестве кураторов иностранной группы с целью установления более прочного межкультурного диалога и предотвращения возможных проблемных ситуаций на ранних этапах. Четко организованная внеаудиторная работа является органичным продолжением аудиторной, что очень важно в рамках дефицита учебного времени.
Abstract. The article considers extracurricular work in Russian as a foreign language lessons in higher education in order to describe its wide opportunities to form socio-cultural competence and to increase motivation when working with foreign students. This type of activity is an important factor that affects the development of interest in self-education, stimulating personal development and freedom of creative expression of students. Examples of working in the language environment are given. Special attention is paid to the role of the teacher as a facilitator of activities, able to direct it in the right direction. The article considers the experience of attracting Russian students as curators of a foreign group in order to establish a stronger intercultural dialogue and prevent possible problematic situations at the early stages. Well-organized extracurricular work is an organic continuation of the classroom, which is very important in the context of a shortage of school time.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, внеаудиторная работа, социокультурная компетенция, мотивация, начальный этап обучения, воспитание, обучение.
Keywords: Russian as a foreign language, extracurricular work, socio-cultural competence, motivation, initial stage of training, education, training.
Российское образование на протяжении уже многих лет стабильно удерживает лидирующие позиции на мировой арене образовательных услуг, многократно ведущие вузы страны включаются в престижные рейтинги лучших образовательных заведений мира, нередко занимая почетные места в разных топах. Реализуемый с марта 2017 года приоритетный проект «Экспорт образования», целью которого является повышение конкурентоспособности российского образования и, тем самым, наращивание несырьевого экспорта страны, ставит перед учебными учреждениями новые амбициозные задачи. Изучение русского языка как иностранного и возможность обучения на русском в данной ситуации являются актуальными вопросами. Иностранному абитуриенту предлагается широкий спектр программ обучения, проводимых как на русском языке, так и на английском. Почти в каждом городе страны есть университеты, работающие со студентами-иностранцами. В такой ситуации каждый вуз вступает в конкурентную борьбу за потенциального учащегося, стремясь предложить наиболее привлекательные условия обучения и организации внеучебной деятельности. Кроме того, интересная организация процесса обучения и внеаудиторной работы способствует усилению мотивации иностранных студентов, что положительным образом сказывается на их успеваемости и усвоении учебного материала.
В данной статье мы рассматриваем термины «внеаудиторная работа» и «внеаудиторная деятельность» как взаимозаменяемые синонимы, никаких смысловых различий в рамках рассмотрения заявленной темы статьи мы не выделяем. Отмечая большой потенциал такого рода деятельности, заметим, что она является и весомым фактором развития интереса к самообразованию при условии четкой организации и управления, которые стимулируют личностное развитие и свободу творческого самовыражения учащихся. Разнообразные клубы, секции не только спортивной, но и научной направленности позволяют успешно использовать разнообразные формы групповой и индивидуальной работы. В условиях ограниченного количества учебных часов, выделяемых на изучение русского языка как иностранного, именно внеаудиторная работа представляет значительные возможности для продолжения познавательной деятельности, которая началась на уроке. Весьма часто вовлечение студентов в какую-либо работу, выходящую за пределы урока, сопряжено с рядом трудностей, поскольку не все ребята отличаются экстравертными типами личности. В таком случае, оптимальным решением является установление взаимосвязи классной и внеклассной работы, что будет стимулировать учащихся к более осознанному самостоятельному обучению, освоению знаний и включенности в предлагаемые виды деятельности. Особые трудности вызывает участие возрастных студентов в силу различных психологических барьеров.
Особую роль играет внеучебная работа в процессе изучения русского языка как иностранного, если студенты находятся в России, поскольку, таким образом, они получают именно живое общение с носителями в естественной среде. Понятие «языковая среда» разрабатывалось лингвистами и методистами в разных научно-исследовательских парадигмах. «Языковое существование личности представляет собой продолжающийся на протяжении всей жизни этой личности процесс её взаимодействия с языком. В этом процессе язык выступает одновременно и как объект, над которым говорящий постоянно работает, приспосабливая его к задачам, возникающим в его текущем жизненном опыте, и как среда, в которую этот опыт оказывается погружен и в окружении которой он совершается» [1, 7]. Cточки зрения методики преподавания иностранных языков, под термином «языковая среда» понимают окружение, в котором происходит овладение иностранным языком. Мы трактуем языковую среду как «лингвокультурную данность», обладающую «определенными характеристиками», среди которых «естественный достоверный видеоряд», «естественный достоверный аудиоряд», «ситуативный ряд», «фоновой ряд» и «обучающая стихия языка» [2, 387]. Изучение языка за пределами языковой среды значительно затрудняет коммуникацию инофонов в языковой среде. С другой стороны, обучение адекватному восприятию атрибутов языковой среды возможно в полной мере только непосредственно в стране изучаемого языка [3, 83].
Во внеаудиторной работе создаются особые возможности для развития эмоциональной сферы студента, поскольку процесс не является формализованным, даже участие преподавателя по-иному воспринимается в этих условиях. В большинстве университетов эту работу организует и контролирует преподаватель-куратор, выступая в данной ситуации в роли фасилитатора, он может установить более близкий контакт с участниками группы, наладить дружеские отношения, что способствует укреплению межкультурного диалога. Важным является формирование длительного позитивного настроя на протяжении всей работы, поскольку эмоциональное восприятие является сильнее рационального, зачастую, имея решающую роль.
Приведем некоторые примеры, доказывающие актуальность темы нашей статьи. Отработав на учебном занятии лексико-грамматические конструкции, входящие в перечень темы «В магазине», студенты идут за своими первыми покупками с преподавателем. Наиболее показательно эта ситуация разыгрывается со студентами азиатского региона, поскольку роль учителя в этих странах остается и по сей день очень важной. Так, преподаватель, примерив маску оказавшегося первый раз в этом магазине покупателя, дает возможность студентам рассказать обо всех отделах, об имеющейся продукции, о графике работы и возможных скидках. Таким образом, учащиеся в реальной жизненной ситуации применяют полученные на уроках знания, что способствует повышению мотивации и продолжению самообразования. Получив яркие эмоции от осознания действительной необходимости знаний, студент будет стараться расширять их и больше применять на практике. Организация внеаудиторной работы по формированию у студентов интереса и расширению возможностей самообразования сопряжена с использованием значительного количества индивидуальных самостоятельных творческих заданий, учитывающих интересы, возрастные особенности, уровень полученного образования и страну происхождения учащихся. Их реализация вне стен университета стимулирует у студента развитие позитивного эмоционального отношения к выполняемой деятельности, которую он рассматривает как осознанный и выбранный им лично путь самообразования и совершенствования своих знаний и навыков. Именно такое восприятие и принесет ему радость и удовлетворение от проделанной работы. Исследовательские, проектные задания изменяют эмоциональное поведение студентов, способствуют сплочению коллектива и появлению устойчивого межкультурного диалога, что оказывает благоприятное воздействие на формирование положительной психологической обстановки в группе.
Особое место в организации внеучебной работы занимают различные кино-клубы, дискуссионные площадки. В рамках таких мероприятий слушатели получают возможность познакомиться с культурой страны изучаемого языка, обсудить те моменты, которые оказались незатронутыми в процессе урока. Кроме того, организация различных конкурсов и соревнований способствует формированию духа состязательности. Так, в самом начале своего обучения в российском вузе, еще на подготовительном факультете, ребята выступают на фонетическом конкурсе, который фиксирует их первые успехи и формирует прочные дружеские связи так необходимые для дальнейших лет обучения в вузе. Существует практика привлечения российских студентов в качестве дополнительных кураторов. Такая работа показала отличные результаты благодаря тому, что иностранцам легче найти общий язык со сверстниками, наличие общих интересов и тем для обсуждения делает такие отношения более доверительными. Более тесные связи с куратором-сверстником, нежели с преподавателем, позволяют административным работникам вуза оперативно решать возникающие проблемы, рассказать о которых иностранные слушатели стесняются преподавателю. Большое значение в повышении мотивации имеет и внеаудиторная работа, построенная в тесной взаимосвязи с представителями землячеств и студенческих союзов. Имея перед глазами реальный опыт получения образования в данном институте человеком, добившимся успехов в стране проживания сегодняшнего студента, повышает статус этого учебного заведения и формирует более ответственное отношение к учебе. Таким образом, можно сделать вывод, что столь энергозатратная, но систематически проводимая внеаудиторная работа, отличающаяся разнообразием форм и предложений, демонстрирует положительные результаты в повышении мотивации зарубежных студентов.
Список литературы
1. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. − М.: Новое лит. обозрение, 1996. − 351 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Ванюшина Н.А. Работа со словами-реалиями как способ формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка как иностранного // Языки и культуры материалы международной научно-практической конференции. Костромской государственный университет, Гуманитарный институт Северо-Восточного педагогического университета. 2019. − С. 82-89.
Ванюшина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, факультет по обучению русскому языку как иностранному Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий