Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 15 декабря 2020 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ 

PRACTICAL USE OF CASE-TECHNOLOGIES ON THE LESSONS OF RUSSIAN LAUNGUAGE AS FOREIGN ONE

Шевелева Т.Н., Паранюшкина А.С.


г.Нижний Новгород

 

Аннотация. Целью исследования является анализ и оценка применения кейсовых технологий на занятиях РКИ как способа передачи информации при изучении русского языка как иностранного. Кейс-технология осмысливается авторами как один из возможных вариантов, который способствует ситуации развития знаний, навыков и умений. Методика рассматривается не только как возможность изучения материала, но и как шанс изучения русского языка как иностранного с учетом сложившихся общекультурных и общественных принципов. 

Результаты исследования позволяют говорить о том, что кейсовые технологии способствуют развитию следующих умений: иметь собственное мнение и уметь его аргументировать, находить варианты выхода из проблемных ситуаций, а также формировать инициативность и гуманность.

 

Abstract. The main purpose of the article is to analyze and evaluate the use of case technologies in Russian language teaching as foreign language in the way of transmitting information. Case technology is interpreted by the authors as one of the possible method that contributes to the development of knowledge, skills and abilities. The method is considered not only as an opportunity to study the material, but also as a chance to learn Russian as a foreign language, taking into account the established general cultural and social principles. The results of the study suggest that case technologies contribute to the development of the following skills: to have your own opinion and ability to prove it, find the ways out of problematic situations, as well as forms initiative and humanity.

 

Ключевые слова: кейс-технология, личностное развитие, проблемная ситуация, коммуникативная компетенция.

 

Keywords: case-technology, personal development, problem situation, communicative competence.

 

 

В современном мире преподавателю необходимо постоянно развиваться, находить новые методики и технологии обучения для организации успешной ситуации развития навыков, знаний и умений обучающихся. Одной из таких методик является кейс-технология, которая направлена на развитие общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, а также на формирование необходимых предпосылок для успешной реализации в профессиональном сообществе. Исходя из практики работы в среде инофонов стало понятно, что что традиционные формы и методы обучения не способствуют развитию профессиональных компетенций у иностранных обучающихся. Так как кейс-технология является относительно новым методом, то многие преподаватели сталкиваются с проблемой отсутствия четко прописанных рекомендаций и условий организации учебной деятельности по данной технологии. Кейсовые технологии дают свободу творчеству и мыслям, так как в структуре технологии нет определенных вопросов или исходных данных, на которые необходимо дать ответы. Обучающемуся предлагается некая ситуация, которую ему необходимо осмыслить, самостоятельно выявить проблему и продумать вопросы, ответ на которые потребуется для решения проблемной ситуации [2, 386]. Несомненный плюс технологии заключается в ее межпредметности. Иностранные студенты учатся самостоятельности и инициативности путем выявления проблемной ситуации и вопросов, которые они хотели бы обсудить, у него формируется способность ориентироваться в нескончаемом потоке вопросов. Дополнительная мотивация исходит от участников группы, которые работают над кейсовой технологией, инофоны не соревнуются, а учатся слышать, понимать и уважать мнение друг друга. Возможен вариант индивидуальной работы обучающихся с ознакомлением вариаций решения проблемных ситуаций и их сравнения, создание одного идеального решения путем соединения идей обучающихся.

С теоретической точки зрения кейс-технология – это активный метод обучения, обеспечивающий мировоззренческое переосмысление существующей и общепринятой действительности. Основная функция кейсовых технологий - развитие личности обучающегося. Методика построена на личностно-ориентированном обучении с неотъемлемым развитием этического и ценностного отношения к обществу, идеям общества и к себе самому [3, 112]. Необходимо отметить, что данная методика больше подходит для наук, в которых на одно суждение существует несколько ответов или мнений, которые имеют право на существование. Иностранный студент с их помощью учится ориентироваться в проблемном поле заданной ситуации, где акцент перемещен на добывание знания учащимся, что способствует лучшему усвоению материала. Несомненным достоинством метода является его приближенность к реальным событиям и фактам общественной жизни [6, 286], так как обучающиеся не просто слушают и воспринимают материал, подготовленный преподавателем, но самостоятельно учатся находить его и обрабатывать для ясного изложения и легкого усвоения другими студентами. 

Однако для обеспечения эффективной работы кейсовых технологий необходимо учитывать соответствие таких компонентов, как время, возраст, возможности и уровень сложности. Нужно опираться на возрастные особенности обучающихся и не подбирать трудных для их понимания ситуаций. Ситуация должна быть логически, лексически и коммуникативно близка для обучающегося, у него должна быть возможность представить развитие событий и ход решения проблемных вопросов. 

Образовательной целью кейсовых технологий является совершенствование навыков и умений в определенной области науки и приобретение опыта решения проблемных ситуаций. Основная задача преподавателя –   это знакомство обучающихся со структурой работы с кейс-технологией. Правила работы относительно просты для понимания в любой возрастной категории обучающихся. Первое, что должны понять студенты – это то, что они самостоятельно прорабатывают материал, предложенный учителем. Им необходимо понять материал, найти проблему, которая с их точки зрения требует детального рассмотрения и поиска решения. Вторая задача – это формулировка возможных решений путем решения самостоятельно поставленных вопросов и поиск решения, которым они хотели бы поделиться с другими обучающимися. Третья задача – это представление изученного материала в виде устного доклада или презентации. При групповой работе добавляется задача объединения идей и выдвижение одного или нескольких наиболее доступных и приближенных к жизненным реалиям. 

Ключевым моментом является работа преподавателя, который не участвует в решении проблемы, но подталкивает обучающихся к ее решению, если это необходимо.  Со стороны преподавателя особенно важно подобрать конкретную ситуацию для проблемного изучения, то есть текст, видеосюжет или открытые действия, происходящие на глазах иностранных студентов. Для преподавателя важно определить цель, с которой он дает кейсовое задание обучающимся, а для этого необходимо сопоставить учебные задачи и материал для отработки в кейс-технологии. Выделяют следующие этапы работы с данной формой работы [4, 80-86]: 

- побуждение обучающихся к работе (главная задача преподавателя найти рычаги для мотивации учащихся, найти то, что заинтересует их и повлечет за собой бурную деятельность);

- определение методов и средств для работы с кейсовой технологией;

- определение понятийного инструментария (преподаватель знакомит учащихся с основными понятиями, которыми они оперируют в дальнейшем при раскрытии проблемной ситуации);

- самостоятельное изучение учащимися теоретического материала, предложенного материала (учащиеся могут добавлять теоретический материал по мере необходимости для решения проблемной ситуации);

- анализ конкретной ситуации с опорой на теоретические выводы;

- формирование конкретного решения или решений для сформулированной проблемной ситуации;

- заключительный этап предполагает саморефлексию, то есть осмысление проделанной работы и осознание важности проблемы, выдвинутой учащимися.

Работа с проблемной ситуацией может быть организована разными способами. Рассмотри один из них. 

Шаг первый: обучающиеся получают текст или несколько выражений, если работа проводится на элементарном уровне владения русским языком. На данном этапе главной задачей является услышать собственное мнение учащихся по предложенной проблеме. Время для формирования мнения не ограничено и подбирается по способностям и возможностям группы обучающихся. 

Шаг второй: инофоны начинают первичное обсуждение ситуации в малых группах. Здесь важно научить обучающихся слушать друг друга и находить стоящую информацию в ответе каждого выступающего с предложением. Со стороны обучающихся необходимо разработать единый ответ или решение для проблемной ситуации и подготовить необходимые рекомендации для ее решения. 

Шаг третий: публичное выступление учащихся. На данном этапе обучающиеся предоставляют свое решение и рассказывают о возможных путях решения проблемной ситуации. После своего выступления они выслушивают ответы оставшихся групп и отмечают для себя плюсы и минусы ответов. В процессе прослушивания ответов других групп, учащиеся могут дополнять свои ответы понравившимися им идеями.

Шаг четвертый: преподаватель обобщает результаты дискуссии, так как именно на заключительном этапе разъясняются и решаются возникшие споры и недопонимания. Главное роль на этом этапе принадлежит преподавателю, хотя возможен вариант продолжения дискуссии, но уже с непосредственным участием преподавателя.

Рассмотрим применение кейсовой технологии в иностранной аудитории на конкретном примере тематического кейса «Виды отдыха», который ориентирован на элементарный уровень и проводится в форме дискуссии: «Виды отдыха» [1, 35].

Преподаватель предлагает учащимся три тезиса, утверждающих превосходство одного из типов отдыха во время путешествия, задача обучающихся - выделить проблемную ситуацию и найти возможные пути ее решения:

1) экскурсионный: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

2) спортивный: «В здоровом теле - здоровый дух»;

3) пляжный: «На отдыхе нужно отдыхать».

Учащиеся делятся на три группы, и в процессе совместного обсуждения подбирают аргументы в пользу своего тезиса, которые должны быть обоснованными и опираться на жизненный опыт обучающихся или, к примеру, на исторический факт. Когда аргументы озвучены, учащиеся делают вывод о преимуществе одного из видов отдыха или праве каждого из них на существование с обязательной доказательной базой.

На первом этапе при знакомстве с тезисами, преподаватель может высказать свою точку зрения решения проблемной ситуации, затем предложить учащимся поработать индивидуально и разработать свое видение вопроса. На данном этапе иностранные студенты продумывают свои ответы, «накидывают» всевозможные варианты. Их задача заключается в том, чтобы сформировать свою позицию и уметь обосновать ее.

На занятиях РКИ необходимо познакомить учащихся со смыслом тезисов и проработать с ними смысловые значения слов, и только после этого учащиеся приступают к самостоятельному изучению и разработке собственных ответов. Внутри группы каждый из учащихся может высказать свое решение, и на основе всех возможных выдвинутых вариантов группа формирует единое решение, которое считает правильным или возможным. Важно помнить, что нет одного правильного ответа, одной истины, есть различные пути решения проблемы и, следовательно, разные выводы. 

Далее обучающиеся по очереди выступают с результатами проделанной ими работы. На протяжении всей дискуссии их задача -  отстаивать свою точку зрения, принимая тот факт, что позиция оппонентов так же имеет право на существование, как и их позиция.

Заключительным этапом кейсовой технологии служит выступление преподавателя и подведение итогов. Рефлексия проводится учащимися или преподавателем по группам с помощью конкретных вопросов: Чему вы научились? Что нового вы узнали? Как решить спорную ситуацию? Что было наиболее сложным? Какие ошибки с помощью решения этой проблемы вы можете избежать в будущем?

По итогам проделанной работы обучающиеся приобретут такие неотъемлемые качества, как способность решения проблемных ситуаций, умение анализировать и суммировать мнения других людей, делать выводы и приходить к общему решению. Самое главное – это возможность высказывать свою точку зрения, слушать других и быть услышанным, так как кейс-технология сформирует инициативность и гуманность, а также поможет обучающимся приобрести практические навыки решения проблемных ситуаций.

Список литературы:

1. Аверьянова Ю.Ю. Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков коллективная монография. Москва, 2016. – 35 с.

2.  Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. – .: Касталь, 1993. – 386 с.

3.    Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

4.  Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6). С. 80-86.

5. Попова (Смолик) С.Ю. Метод кейс-стади и его использование при подготовке тьюторов в сфере образования / Интерактивное образование: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 29 июня 2012. – М., 2012. С. 45-51.

6.    Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейсметода. – Киев: Центр инноваций и развития. – 2002. – 286 с.

7.    Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. – Владивосток, 2000. – 53 с.

 

 Шевелева Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия;

 Паранюшкина Арина Сергеевна, магистрат I курса профиль подготовки «Преподавание русского языка как иностранного», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический универс...